ИКТ

МОУ средняя школа № 15, г. Ярославль
Рейтинг@Mail.ru

 

ИКТ. Методическая копилка

Древняя китайская мудрость гласит:

«Когда ты достиг вершины горы, продолжай карабкаться дальше!».

 

В нашу жизнь уже прочно вошли такие понятия как «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), «ИКТ-компетентность», «дистанционное обучение» (ДО), «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивное оборудование» и др.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

ИКТ как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличаются современные ученики.

ОМЦ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

В сентябре 2003 г. на базе нашей школы был открыт ОМЦ «Использование новых информационных и педагогических технологий в образовательном процессе»

В сентябре 2003 года на базе нашей школы открыт организационно-методический центр «Использование новых информационных и педагогических технологий в образовательном процессе». Целью создания такого центра являлось повышение качества и доступности образования за счет широкого использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе школы. Данная цель соответствует одному из основных направлений модернизации образования, запросам социума, быстрому проникновению ИКТ во все сферы жизни современного общества. Кроме того, ее достижение способствует овладению участниками образовательного процесса новым компетенциям, в том числе и профессиональным. В рамках подготовлены и проведены семинары и практикумы.

1.        Выступление на семинаре «Использование ИТ в образовательном процессе школы» для зам. директоров СОШ г. Ярославля, октябрь 2003 г.

2.        Участие в круглом столе «Методика подготовки и использования НИТ в учебном процессе» для учителей русского языка, географии, иностранного языка, январь 2004 г.

3.        Участие в круглом столе «Современные подходы к использованию ИКТ в образовательном процессе» для зам. директоров по УВР, руководителей ГМО, ШМО, МРМО, апрель 2004 г.

4.        Выступление на семинаре для руководителей  общеобразовательных учреждений Красноперекопского района «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», апрель 2004 г.

5.        Выступление на семинаре «Возможность использования информационных технологий   в образовательном процессе», ноябрь 2004 г.

6.        Проведение практического занятия «Как подготовить урок с использованием мультимедийных  презентаций» для учителей школ города, декабрь 2004 г.

7.        Выступление на семинаре «Использование новых информационных    технологий в образовательном процессе» для директоров школ г. Ростова, сентябрь, 2004 г.

 

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.) за пять лет.

  

Форма

Уровень

Тематика с указанием года

1  Выступление с докладами (сообщениями) на семинарах, конференциях

-Международный

 

 

 

 

 

-Всероссийский

 

 

 

 

-Региональный

 

 

 

Межмуниципальный

 

 

 

-Муниципальный

«История успеха моих учеников» на международной конференции «RELARN-2006»

«Цифровые образовательные ресурсы при обучении литературе и русскому языку» на всероссийском форуме учителей русского языка и литературы (2007)

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» (2005)

«Метод проектов на уроках литературы» (2007)

«Реализация проектной деятельности учащихся с использованием социальных сервисов Интернет» (2008)

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» для Мышкинского МО (2004), Ярославского (2006), Любимского (2006), Пошехонского МО (2004)

«Метод проекта на уроках литературы» для Любимского МО (2007), для Ярославского НПО (2007), Ростовского МО (2004), Некрасовского МО (2007), Гаврилов-Ямского МО (2007).

«Метод проектов на уроках литературы» для Ярославского МО (2008)

«Информатизация в образовании» (2003), «Молодые молодым» (2003), «Использование НИТ в учебном процессе» (2003), «Использование ИКТ в работе заместителя директора по ВР» (2004), «Использование НИТ в образовательном процессе» (2004) «Использование ИКТ на уроках развития речи» (2005), «Эффективность использования метода проекта» (2007)

«Современные информационные технологии в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи средней школы №15» семинар для заместителей директоров по ВР (13.03.2007)

2 Проведение мастер-классов для педагогов

-Региональный

 

 

 

-Межмуниципальный

 

 

 

 

 

 

-Муниципальный

«Использование ИКТ на уроках литературы» и урок «Золотое слово русской литературы»(2004)

«Использование ИКТ на уроках литературы» и урок по творчеству В.М. Шукшина (2005)

«Использование метода проекта на уроках литературы» + урок «Золотое слово русской литературы» (2004, Ростовский МО)

«Приемы работы с электронными учебниками на уроках русского языка и литературы» (17.02.2006г.) + урок «Добрый гений русского театра»

«ИКТ на уроках развития речи» + урок «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника» (2004, слушатели курсов ИРО)

«Использование ЦОР на уроках литературы» (2007, Гаврилов-Ямский МО)

«Создание проблемной ситуации» и уроки «С. Есенин – нежное имя, соловьиный звон», «Россия, Русь как главная тема творчества С. Есенина» для заместителей директоров Красноперекопского района. (2006)

«Сетевые социальные сервисы в образовании: новая идеология общения и творчества» (2008)

 

Чтобы подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, можно воспользоваться такими дисками, как «1С: Репетитор. Русский язык», «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза», «Репетитор по русскому языку «Кирилла и Мефодия». Наличие большого количества разнообразных электронных дидактических материалов позволяет по другому провести контроль знаний учащихся осуществить индивидуальный подход в обучении и тем самым способствовать повышению качества образования.

За очень короткое время ученик при помощи компьютера может изучить и повторить достаточно большой объем материала, воспользоваться Интернетом и познакомиться со словарями, закрепить и проконтролировать себя.

Использование информационных технологий (презентаций) на различных уроках дает ряд преимуществ перед стандартной системой обучения:

а) повышение интереса учащихся;Международная конференция "Реларн 2006"

б) интенсификация учебного процесса;

в) дифференцированный подход в обучении;

г) облегчение учителю отработки и контроля полученных знаний;

д) каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

е) формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Преподаватель нашей школы, Щербакова Н.В., принимала участие в XIII международной конференции «RELARN-2006», делилась опытом внедрения метода проекта, выступление было опубликовано в материалах конференции, а исследования учащихся были опубликованы в приложении к учебнику «Обучение для будущего».Всероссийский форум учителей русского языка и литературы

В декабре 2007 г. Щербакова Н.В. выступала на Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы – победителей конкурса ПНПО, делилась опытом использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы.

 

Применение компьютерных технологий на уроках повышает качество образования через оптимизацию организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации информации, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедийных средств. Рациональное использование компьютерных технологий эффективно на разных этапах обучения.

     

МЕТОД ПРОЕКТА

С самого детства нас интересуют многие вопросы, ответы на которые мы можем получить, прочитав книгу, посмотрев телепередачу или спросить у кого-то. Но гораздо интереснее узнать ответ на свой вопрос, после того как ты сам что-то сделаешь и получишь результат. После знакомства с программой Интел «Обучение для будущего», в которой педагогические технологии интегрируются с ИКТ, учителя нашей школы стали использовать метод проектов на уроках и во внеклассной деятельности.

В рамках традиционной системы обучения учитель предстает основным источником знаний, которые он сообщает ученикам. В работе над проектом учитель выступает и как координатор, и как научный консультант, и как советчик, в том числе в области поиска различных источников, Интернет-ресурсов.

На что еще следует обратить внимание при выборе темы проекта в рамках действующих программ?

  • Целесообразность.

  • Аппарат учебника.

  • Новые темы.

  • Новое прочтение

  • Актуальность.

Метод проекта позволяет учителю приобщить учащихся не только к процессу чтения, но и к литературному творчеству. Обучая других, обучаешься сам, происходит взаимообогащение учащихся и учителя. Так учащийся, имеющий проблемы в обучении, может быть успешен в рамках работы над отдельным проектом, что положительно сказывается на его самооценке и повышает мотивацию к обучению.

Не менее интересны проекты по воспитательной работе.

В реализации могут принять участие учащиеся разных возрастов, так в проекте «Ярославль и ярославцы в годы Великой Отечественной войны» принимали участие школьники с 4 по 10 класс.

При работе с младшими школьниками необходимо проводить работу с родителями, чтобы они знали, для чего и как реализуется проект, могли помочь своим детям. Нами разработаны советы по созданию презентаций для родителей, памятки для юных исследователей, проведены родительские собрания.

Социальные сервисы Интернет – одно из перспективных направлений информатизации образования, поэтому от  учебных проектов, реализованных в школе, мы перешли к сетевым проектам в урочной и внеурочной деятельности.

Наш первый межрегиональный сетевой проект «Что за прелесть эти сказки!», отмеченный дипломом I степени в рамках всероссийского конкурса «Сетевая радуга».  разрабатывался совместно со учащимися Пушкиногорской школы-гимназии Псковской области и Пречистенской СОШ Ярославской области с использованием социальных Интернет-сервисов: летопись, блог, scribd, календарь Google, бобр.

Какое преимущество дает участие в сетевых литературных проектах? Прежде всего, повышается мотивация у учащихся, они охотно переписываются со своими сверстниками, беседуют с ними в чатах и на форумах, возрастает самостоятельная деятельность. У учителя появляется возможность углубить знания за счет самостоятельной работы учащихся и повысить интерес к изучаемой теме, найти новые методические подходы к прочтению произведения.

Второй сетевой проект «Чтобы помнили» был инициирован школьной командой «Ярославичи» (2-11 класс) (руководители Щербакова Н.В., Калинина Е.В., Краюшкина О.Б., Отряхина А.Н в рамках общероссийского проекта «300 интеЛлектуальных школ».Международная конференция "Чему учить и как учить?"

Целью проекта было выяснение, кому и за что были установлены памятники, мемориальные доски в (где). В реализации приняли участие 19 команд из разных регионов (Псковская область, Хабаровский край, Калмыкия, Мурманск, Нижний Новгород и др.). Команда нашей школы принимала активное участие в проектах, инициированных другими школьными командами, и вошла в десятку победителей всероссийского конкурса.

За последние три года увеличилось количество и качество творческих, исследовательских работ учащихся:

  • сетевой проект «Что за прелесть эти сказки!» занял первое место во Всероссийском конкурсе «Сетевая радуга»;
  • 3 проекта по литературе, представленных на региональный конкурс учебных проектов, получили дипломы 1 степени;
  • исследования учащихся, выполненные в рамках проекта «Добрый гений русского театра», были опубликованы в 8-м издании учебника Intel «Обучение для будущего»;
  • материалы исследований учащихся по проектам «Золотое слово русской литературы», «Добрый гений русского театра», «Россия! Сердцу милый край» опубликованы на дисках «Учебные проекты» Ярославского прокатного цеха;
  • исследовательские работы по творчеству С.Есенина опубликованы в 7-м издании «КМ-школа».

       

ТЕМАТИЧЕСКИЙ САЙТ

Нашими учителями разработано «Части света» ( «Ознакомление с окружающим миром», 2 кл.), «Мы и наше здоровье» («Окружающий мир», 3 кл), «Рельеф» («Окружающий мир», 2 кл.), «Национальные традиции в народных ремёслах» (английский язык), «Н.В. Гоголь. Тарас Бульба. Ревизор», «Художественная культура Древнего и Средневекового Востока», «Д.С. Лихачев. Земля родная», 4 сайта по литературе (5, 6, 7, 8 классы), это 145 уроков, 2 сайта (7, 8 кл.) по русскому языку, это около 160 уроков с использованием интерактивной доски, «Многогранники», «Текстовый редактор», «Ярославская область», «Насекомые», «Витамины», сайт по воспитательной работе, который содержит 155 тематических классных часа с использованием презентаций и интерактивной доски. А также примеры школьных уголков, выставки, журнал классного руководителя.

Сайт может быть включен в учебную деятельность на различных этапах урока:

  • во время сообщения учащимся фактических сведений;

  • во время формирования понятий и представлений;

  • для обобщения и систематизации знаний;

  • для создания положительного эмоционального заряда урока;

  • для воспитания чувств и эстетического вкуса.

Можно использовать материалы сайта и в индивидуальной работе с учащимися: еще раз прослушать озвученные презентации, знакомящие с творчеством Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, Л. Толстого, повторить тест, закрепить знания по теории литературы.

Таким образом, наличие большого количества разнообразных дидактических материалов позволяет по-другому провести контроль знаний учащихся, осуществить индивидуальный подход в обучении и тем самым способствовать повышению качества образования.

 

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Использование интерактивной доски, которая дает возможность мобильно и емко решить вопросы повторения, систематизации и обобщения объемного материала, это новый этап нашей работы.Международная конференция «Использование новых информационных технологий в образовательной среде»

С помощью интерактивной доски возможно опробовать заранее приготовленные учениками упражнения к уроку и проверить домашние задания, при этом воспользовавшись инструментом «ластик». Учитель станет иллюзионистом, когда волшебный ластик вдруг на чистой странице проявит картинку или текст.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Ученик, вызванный к ИД, выполняет задание и тесно взаимодействует с современными технологиями. Ребенок переключается с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность.

На уроке «Собирательные числительные» в 6-м классе, выполняя задание: «В каком ряду нет ошибки в употреблении числительных в Т.п.», учащиеся могли услышать звуковой ответ: «Молодец», «Подумай еще». При объяснении нового материала использовались ЦОРы из единой коллекции.

С помощью функции "УМНОЕ ПЕРО" можно в 4 раза быстрее нарисовать геометрические фигуры, начертить график, делать отметки поверх любого документа, даже если это прямая видео-трансляция.

Можно с учащимися отправиться с известными героями мультфильмов в увлекательное путешествие. Добрые помощники-герои мультфильмов будут говорить с учениками и помогать достойно пройти через все испытания.

Так на уроке подготовки к ЕГЭ в 11-м классе применение интерактивной доски позволило выполнить большое количество разнообразных заданий, провести работу с текстом, который нужно было не распечатывать, и, в отличие от использования обычной презентации, при выполнении заданий с грамматически правильным продолжением предложения можно было передвигать предложенные продолжения, подбирая подходящее, исправлять ошибки. Каждый из учащихся мог потренироваться, заполняя высвеченный на экране бланк ЕГЭ.

Одна из задач, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, - уйти от чисто презентационной формы подачи материала.

Таким образом, интерактивная доска помогает в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляет возможность коллективного выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.

Как привлечь внимание и мобилизовать мышление и память, объясняя новый материал? Тоже есть решение – интерактивная доска.

Интерактивная доска– это интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету.

Ребенок при работе с ИД не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа (видео, фрагмент урока), в том числе и виде видеозаписи.

Интерактивная доска позволяет применить различные формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, проведение графической работы с текстом, «мгновенная проверка» выполненного задания. Особенно это важно при анализе текста на уроках литературы и русского языка.

Интерактивная доска прочно входит в нашу повседневную школьную жизнь, это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе. Спектр ее применения на уроках в достаточной степени широк, использование ИД позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.

 

     

 

 

Компьютерные технологии незаметно и кардинально меняют среду нашего общения и профессиональной деятельности, формируют поле новой информационной культуры, определяют формы и способы взаимодействия и получения результатов.

Сейчас активно участвуем в проекте «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет».

Развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.

Хочется сказать слова благодарности проректору Ярославского ИРО Смирновой Алевтине Николаевне, руководителю ИАЦ Потехину Николаю Владимировичу и другим работникам ИРО, которые поддерживают нас в новых начинаниях.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ

1. Диплом III степени всероссийского конкурса «Учитель — Учителю» в номинации «КМ-школа» на уроках».

2. Победители всероссийского конкурса «Сетевая радуга».

3. Призеры всероссийского конкурса «В фокусе – учебный проект» - 2006.

4. Победители регионального конкурса образовательных сайтов  - 2008.

5.  Победители I, V, VI, VII региональных конкурсов учебных проектов за проекты «Золотое слово русской литературы», «Добрый гений русского театра», «Наши друзья насекомые», «Россия, Русь как главная тема творчества С.А. Есенина».

6. II место на IV, IX конкурсах учебных проектов за работы «Посланцы природы. Кошки и собаки», «Хотят ли русские войны?!».

7. Диплом I степени всероссийского конкурса «Использование интерактивной доски на уроках»

 

Конференции и семинары

1.Всероссийский форум учителей русского языка и литературы

2.Международная конференция «Реларн»  (2006)

3.Международная конференция  «Чему учиться и как учиться»

4.Международная конференция «Использование новых информационных технологий в образовательной среде»

5. Всероссийская конференция «Наша новая школа» (2010)

 

        

ЧЕМ МОЖЕМ ПОДЕЛИТЬСЯ

1.    Использование метода проектов на уроках гуманитарного цикла

2.    Использование социальных сервисов, работа в опен-классе.

3.    Использование интерактивной доски.

 

     

 

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С РАБОТАМИ МОЖНО В ИНТЕРНЕТЕ

Проекты

1. «Добрый гений русского театра» (Проект, сайт, описание)

2. «Россия! Сердцу милый край» (Проект, сайт, КМ-школа)

3. «Что за прелесть эти сказки!» (Проект)

Сайты

1. «Литература. 5-й класс» (Сайт. Закрытый портал Ярославского ИРО)

2. «Литература. 6-й класс» (Сайт. Закрытый портал Ярославского ИРО)

Уроки с использование интерактивной доски
  1. О царствах живой природы. 3 урока (3 класс) (Интерактивная доска, конспект)
  2. География Ярославской области. 3 урока (9 класс) (Интерактивная доска, конспект)
  3. Чужая речь. 5 уроков (8 класс)(Интерактивная доска, конспект)
  4. Слово о полку Игореве. 3 урока. (Интерактивная доска,конспект)
  5. Повторение изученного по русскому языку в 5-6 классах. 3 урока. (Интерактивная доска, конспект)
  6. Свойства величин. 3 урока. (1 класс) (Интерактивная доска, конспект)
  7. My dream job. 3 урока. (Интерактивная доска, конспект)
  8. Лексика и Фразеология. (7 класс) (Интерактивная доска)
  9. Вопрос о причастии в системе частей речию (Интерактивная доска)
  10. Язык как развивающееся явление. (7 класс) (Интерактивная доска)
  11. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. (11 класс) (Интерактивная доска)
  12. Ярославль в истории России (презентация, классный час, материалы для интерактивных досок Smart, Hitachi, интерактивная доска)
  13. Учитель наш - он лучший самый. (презентация)
  14. Дорожная азбука. (Интерактивная доска)
  15. Дорога и я. .(Интерактивная доска)
  16. Словосочетание. Виды подчинительной связи. (Интерактивная доска)
  17. Собирательные числительные. (Интерактивная доска)
  18. Составное именное сказуемое.(Интерактивная доска)
  19. Составное глагольное сказуемое.(Интерактивная доска)
  20. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.(Интерактивная доска)
  21. Урок подготовки к сочинению-описанию архитектурного памятника.(Интерактивная доска)
  22. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.(Интерактивная доска)
  23. Наречие.(Интерактивная доска)
  24. 1-й урок подготовки к ЕГЭ.(Интерактивная доска)
  25. 2-й урок по подготовке к ЕГЭ.(Интерактивная доска)
  26. Деепричастие как часть речи.(Интерактивная доска)
  27. Русский язык в современном мире.(Интерактивная доска)
  28. Разнообразие условий жизни на земле. (Интерактивная доска)
  29. В гостях у дедушки К.И. Чуковского. (Интерактивная доска)
  30. Формирование представлений о величинах и их измерении. Масса. (Интерактивная доска)
  31. Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. (Интерактивная доска)
  32. Обособлениее обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. (Интерактивная доска)
  33. Путешествие в Стихландию. (Интерактивная доска)
  34. Содружество Независимых Государств (Интерактивная доска)
  35. Понятие об однородных членах предложения (Интерактивная доска)
  36. Урок подготовки к сочинению-описанию внешности. (Интерактивная доска)
  37. Новогодняя ночь. (Интерактивная доска)
  38. Судьба человека в тоталитарном государстве. (В. Шаламов) (Интерактивная доска)
  39. Герб. Флаг. Гимн. (Интерактивная доска)
  40. Посланцы природы. Кошки и собаки. (Интерактивная доска)
  41. HOW DIFFERENT THE WORLD IS! (Интерактивная доска)
  42. Операция. (Интерактивная доска)
  43. What is your favourite season? (интерактивная доска)
  44. Н-НН в причастиях. (Интерактивная доска)
  45. Публицистический стиль. (интерактивная доска)
  46. Назывные предложения. (Интерактивная доска)
  47. Простое предложение. Грамматическая основа. (интерактивная доска)
  48. Царство животных. Охрана природы. (Интерактивная доска)
  49. Употребление слов с приставками. Закрепление. (интерактивная доска)
  50. "Труден путь до тебя, небо!" (интерактивная доска)
  51. " России верные сыны" (интерактитвная доска)
  52. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. (интерактивная доска)
  53.  Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (интерактивная доска)
  54. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. (интерактивная доска)
  55. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.(интерактивная доска)
  56. Великие победы Российского народа (интерактивная доска)
  57. Бессоюзное сложное предложение (интерактивная доска)
  58. СПП с придаточными обстоятельственными. (интерактивная доска)
  59. Подчинительные союзы и союзные слова в придаточных предложениях(интерактивная доска)
  60. Обобщение по теме "СПП" (интерактивная доска)
  61. СПП с несколькими придаточными (интерактивная доска)
  62. Понятие о СПП (интерактивная доска)
  63. Сложносочиненные предложения с противительными союзами (интерактивная доска)
  64. Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.(интерактивная доска)
  65. Обращения, вводные слова и вставные конструкции (интерактивная доска)
  66. Предложения с обособленными членами   (интерактивная доска)
  67. Простое предложение и его грамматическая основа (интерактивная доска)
  68. Стили языка  (интерактивная доска)
  69. Монолог, диалог (интерактивная доска)
  70. Устная и письменная речь (интерактивная доска)
  71. Русский язык среди других языков мира. Международное значение русского языка.  (интерактивная доска)
  72. "Что б ни случилось на свете, за все мы с вами в ответе" (интерактивная доска)
  73. Классный час для учащихся 1-х классов. (интерактивная доска)
  74. Классный час "РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ" (интерактивная доска)
  75. Классный час "Жертвам политических репрессий посвящается" (презентация)
  76. "В поисках капитана Гранта" (интерактивная доска)
  77. Свойства величин (урок математики. 1 класс. Интерактивная доска)
  78. Марк Твен "Приключения Тома Сойера" (интерактивная доска)
  79. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой (интерактивная доска)
  80. Пунктуационный разбор СПП (интерактивная доска)
  81. БСП со значением причины, пояснения, дополнения (интерактивная доска)
  82. Обобщение по теме "БСП" (интерактивная доска)
  83. СПП с придаточными изъяснительными (интерактивная доска)
  84. Зимняя олимпиада в Сочи - 2014 (интерактивная доска SMART, ACTIV)
  85. 1150-летие зарождения российской государственности (интерактивная доска SMART, ACTIV)
  86. Литературный календарь. Март http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42932
  87. Литературный календарь. Апрель http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42941
  88. Тест по ПДД. Вар1http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42943
  89. Тест по ПДД. Вар2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42944
  90. На родине В.М. Шукшина http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42946
  91. Сравнение двух сказок http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42947
  92. Русские сказки и сказка П. Ершова "Конек-горбунок"http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42918
  93. Литературный календарь. Февраль http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42915
  94. Что за прелесть эти сказки! Проект http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42917
  95. Литературная викторина http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42852
  96. С.Есенин "Родимые пятна рязанского говора" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42806
  97. "Имя существительное". Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42807
  98. "Имя прилагательное". Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42808
  99. "Местоимение". Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42809
  100. "Имя числительное" Тест. Вар 2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42810
  101. Урок-игра "Сказки А.С. Пушкина" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42811
  102.  Сказки А.С. Пушкина http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42812
  103. Государственный музей-заповедник С. Есенина http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42814
  104. Музей-заповедник "Щелыково"http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42816
  105. Музеи Ватикана http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42818
  106.  Собор Святого Петра в Риме http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42819
  107. "Имя числительное". Тест. Вар.1 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42823
  108. Варламу Шаламову посвящается http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42747
  109. Дом-музей А.Островского в Москве http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42740
  110. В гостях у К. Чуковского http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42715
  111. В гостях у С. Михалкова http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42716
  112. Роль книги в жизни человека http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42710
  113. Сказка А. Погорельского http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42711
  114.  Былины русского народа http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42712
  115. А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42713
  116. Повторение изученного по теме "Наречие" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42714
  117. Дорожная азбука http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42685
  118.  А.С. Грибоедов "Горе от ума" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42675
  119. Тест по творчеству А. Блока http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42678
  120. Орфоэпия. Тест. №1 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42679
  121. Орфоэпия. Тест. №2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42680
  122. Орфоэпия. Тест. №3 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42681
  123. Орфоэпия. Тест. №4 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42682
  124. Иван-крестьянский сын и чудо-юдо http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42683
  125. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Урок №2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42684
  126. В.А. Жуковский "Спящая царевна" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42653
  127. Подробное изложение повествовательного характера http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42654
  128. Портреты А.С. Пушкина http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42655
  129. Тест. Фонетика.1 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42656
  130. Тест. Фонетика.2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42657
  131. Тест. Фонетика.3 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42658
  132. Русские народные сказки http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42660
  133.  Басни И.А. Крылова http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42662
  134. Царевна-лягушка http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42663
  135. Царевна-лягушка.2 урок http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42664
  136. Ж.Б. Мольер "Мещанин во дворянстве"http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42628
  137. Тест по части А http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42629
  138. Повесть временных лет http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42630
  139. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42631
  140. Подготовка к ЕГЭ и ГИА http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42633
  141. Вид связи слов в словосочетании. Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42634
  142. Определите вид простого предложения. Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42635
  143.  Определите вид простого предложения. Тест. Вар. 2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42636
  144. Тест. Вид связи слов в словосочетании. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42637
  145.  Россия! Сердцу милый край! http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42608
  146. Д. Фонвизин. "Недоросль" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42609
  147. Сказание о белгородском киселе. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42610
  148. Тест. "Правописание наречий". Вариант 2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42611
  149. Тест. "Правописание наречий". Вариант 3  http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42612
  150.  Тест. "Правописание наречий". Вариант 4 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42613
  151. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Урок №2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42604
  152. Секреты программы. Урок №1 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42605
  153.  Секреты программы. Урок №2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42606
  154. Секреты программы. Урок №3 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42607
  155. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42591
  156. Подготовка к ЕГЭ. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42579
  157. Подготовка к ЕГЭ. 11 класс http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42580
  158. Подготовка к ЕГЭ. "Правописание наречий" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42581
  159. Тест. "Правописание наречий" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42582
  160.  Тест "Правописание корней"http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42583
  161. Правописание союзов и сходных с ними сочетаний. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42585
  162. "Правописание наречий". Тест. Вариант №2http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42586
  163.  А.С.Пушкин. Зимнее утро http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42587
  164. Русский Мольер http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42588
  165. Употребление Ъ и Ь. Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42590
  166. Сочинение по картине И. Левитана "Март" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42534
  167. Сочинение-описание картины В Нестерова "Видение..."http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42535
  168. Л. Толстой. Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42536
  169. М. Горький. Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42538
  170. Ф. Достоевский. Тест http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42539
  171.  Н.В. Гоголь "Мертвые души" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42540
  172. М. Лермонтов "Герой нашего времени" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42541
  173.  А. Ахматова. Творчество http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42542
  174. СПП с придаточными изъяснительными http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42543
  175. СПП с придаточными обстоятельственными. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42544
  176. А. Островский "Гроза" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42473
  177. А.С. Пушкин "Евгений Онегин" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42472
  178. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42471
  179. А.П. Чехов "Вишневый сад" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42470
  180. Дорожная азбука. Тест №2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42469
  181. Дорожная азбука. Тест №1 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42467
  182. И. Грабарь "Февральская лазурь" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42442
  183. А. Платонов. Жизнь и творчество http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42443
  184. А. Платонов "Котлован" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42446
  185. М.Булгаков "Мастер и Маргарита" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42426
  186.  Любовная лирика Ф.Тютчева http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42427
  187. Титаны Возрождения http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42428
  188. Страницы жизни и творчества Ф. Тютчева http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42429
  189. Сочинение-описание памятника http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42376
  190. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42375
  191. Сочинение-описание. В.Серов "Девочка с персиками" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42373
  192. И. Тургенев "Отцы и дети" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.42371
  193. Обособление согласованных приложений. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41573
  194. Подвиг художника http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41574
  195. Устная и письменная речь http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41430
  196. Монолог, диалог http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41431
  197. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Урок №2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41208
  198. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма Урок №1 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41201
  199. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности. Урок №2 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41187
  200. Великие победы российского народа http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41188
  201. Переоценка ценностей в художественной культуре "серебряного века" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41183
  202. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван-царевич ..." http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41070
  203. Сочинение по картине И. Левитана "Над вечным покоем" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.41071
  204. Сочинение-описание натюрморта http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40855
  205. Сочинение-описание картины П.Кончаловского http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40856
  206. Русский язык среди других языков мира http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40803
  207. Разделительные знаки препинания между частями ССП http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40804
  208. Понятие о СПП http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40805
  209. Подчинительные союзы и союзные слова http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40806
  210.  Поэзия - первооткрытие мира http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40785
  211. Стихи о временах года http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40782
  212. Понятие об однородных членах предложения http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40783
  213. Основные способы передачи чужой речи http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40702
  214.  Цитаты и знаки препинания при них http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40711
  215. Предложения с прямой речью. Диалог. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40707
  216. Понятие о чужой речи. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40688
  217. Содружество Независимых Государств http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40620
  218. Р.Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40623
  219. Здравствуй, школа! http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40562
  220. Мифы Древней Греции http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40563
  221. "Труден путь до тебя, небо!" http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40475
  222. Сложносочиненные предложения с противительными союзами http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40476
  223. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40435
  224. Путешествие в Андерсенландию http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40402
  225. Составное именное сказуемое http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40377
  226. Назывные предложения http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40323
  227. Составное глагольное сказуемое http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40324
  228. Подготовка к ЕГЭ. В8 http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40295
  229. Художественная культура Античного мира http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40296
  230. От мудрости Востока к европейской христианской культуре. Библия http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40297
  231. Художественная культура мусульманского Востока http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40298
  232. Экспрессионизм, его исторические истоки. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40299
  233. 24 мая - день славянской письменности и культуры http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40300
  234. Д. Дефо. Робинзон Крузо http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40302
  235. Простое предложение. Грамматическая основа предложения http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40303
  236. Словосочетания. Виды подчинительной связи http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40304
  237. Шедевры русской культуры первой половины XIX века http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.40306
  238. Тела и вещества. Окружающий мир. 2 класс. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.43076
  239. Тела и вещества. Окружающий мир. 2 класс. 2 урок. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.43077
  240. Записываем числа. Математика. 2 класс. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.43071
  241. Вычисляем в пределах десятка. Математика. 2 класс. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.43072
  242. Собираем группы. Математика. 2 класс. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.43073
  243. Считаем десятками. Математика 2 класс. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.43074
  244. Зима. Окружающий мир. 2 класс. http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.43075

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»